Очков А.А. стал лучшим преподавателем года

Лучшим преподавателем в номинации «Качество работы молодых преподавателей» стал ассистент кафедры «Вакуумная и компрессорная техника» (Э-5) Андрей Очков.

Путь молодого преподавателя Андрея Очкова достаточно типичен для нашего вуза: физико-математический лицей – учеба в Университете – красный диплом – аспирантура. Но эти реперные точки каждый проходит по-своему, и этот маршрут всегда интересен.
С выбором вуза Андрей Андреевич не мучился – всегда по-настоящему мечтал учиться именно в Бауманке, и вдвойне счастлив, что здесь же теперь и работает.
– Мне нравится моя работа, – говорит Очков. – Преподаю, занимаюсь наукой, готовлю диссертацию к сдаче в Ученый Совет. Ее название, как и положено, включает в себя все самое основное: «Разработка универсальной математической модели процесса откачки молекулярным вакуумным насосом и алгоритма и программы расчета оптимальных параметров проточной части высоковакуумных механических насосов в требуемом диапазоне давлений».
Еще не так давно невозможно было представить, чтобы в нашем вузе диссертация готовилась с использованием последних данных иностранных ученых.
– Пока моя работа носит теоретический характер (до «железа» дело еще не дошло). К сожалению, нет возможности провести некоторые эксперименты, поэтому в моей диссертации для оценки адекватности разработанной математической модели использованы результаты эксперимента исследователей из Тайваня. Конечно, это не шпионские данные, а социальная сеть и средства сотрудничества ученых. Я с ними переписываюсь, они мне присылают свои научные работы, а я – свои. И за границу ездить не надо.
Одного лишь русского языка для такого общения недостаточно. Очков владеет английским настолько, чтобы «пообщаться, объясниться и написать статью». Он убежден – язык изучается на практике и не понимает студентов, которые идут учить язык на курсы, а занятия по английскому в МГТУ пропускают.
С этого момента наш разговор плавно переходит к вопросам преподавания и к прошедшему конкурсу.
– Для меня конкурс – не формальность. Был бы формальным – провели бы за день. А так было три этапа. Сначала – отборочный на факультете. Основной критерий – число публикаций. У меня их 18 (13 в журналах из перечня ВАК) за пять лет работы. Второй этап – написание эссе. Мне было интересно раскрыть тему «Опыт преподавания в МГТУ им. Н.Э. Баумана». Эссе оценивают в баллах. Если их достаточно – попадаешь в третий тур, где комиссия приходит на твою открытую лекцию.
Специально готовиться к лекции мне было не надо. Они у меня всегда качественные. И свое эссе я написал о «хитростях» их чтения. Главное, считаю, изначально правильно поставить себя, показать уровень своих лекций, их чтения, продемонстрировать эрудицию, заинтересовать студентов. Лекции не должны быть скучными и монотонными – пришел, отчитал и ушел. Они должны включать в себя интересные презентации, отвлеченные паузы.
Здесь невольно вспоминаются школьные годы с их «мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Очков «встряхивает» аудиторию разговором на интересную студентам тему: спорт, наука, политика… Общая эрудиция необходима. Да и личные увлечения становятся уже не просто хобби, а тоже серьезным подспорьем преподавателя.
– У меня самое большое увлечение – наука. Но немало и других. Увлекаюсь спортом. В школе профессионально занимался спортивно-бальными танцами и окончил центр бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» (г. Тамбов). Я даже выбирал: стать хореографом или инженером. Выбрал инженера и в настоящее время не жалею. Но прежний интерес не пропал, да и новые появились – в МГТУ , будучи студентом, занимался силовым троеборьем (пауэрлифтинг), в настоящее время занимаюсь боксом и баскетболом. Они отлично помогают сбросить негативные эмоции и поддержать спортивную форму.
От страха ли перед преподавателем-боксером, или от того, что лекции действительно интересные, но студенты очень редко пропускают занятия, которые ведет Очков.
– Пропускают лекции те, кто пропускает их у всех преподавателей. Прогульщики пришли в университет за «корочкой». Заниматься наукой не хотят – не видят в этом смысла. Тенденция у современных студентов – деньги. Впрочем, здесь есть очень интересный нюанс. В магистратуре на нашем факультете учится 30-40 процентов студентов из других вузов. Есть даже один человек, окончивший факультет мировой экономики, то есть гуманитарий, решивший стать инженером. Мой опыт заместителя декана факультета по работе с магистрами показывает – если сторонний студент пришел в Бауманский университет с целью получить знания, то он часто учится даже лучше наших. Потому что у него есть цель – все освоить.
Однако даже самых качественных лекций, тех самых на которых время от времени «встряхиваемые» студенты не засыпают, а быстро записывают, недостаточно, чтобы стать хорошим инженером. Поэтому Очков, некогда работавший в компании «Мегатехника МСК», приводит туда своих студентов.
– Эта фирма занимается производством, поставкой, монтажом, сервисом вакуумной и компрессорной техники. У них отличный сервис. Ребята наблюдают за сборкой. Это обучающий процесс, практический опыт. Я давно понял – только увидев все и потрогав своими руками, можно максимально хорошо понять технику.
Очков читает лекции уже не первый год, ведет НИРС, организовывает познавательные экскурсии, курирует магистров факультета, завоевал звание «Лучшего преподавателя». Значит ли это, что вершина мастерства уже достигнута?
– Это невозможно. Я планирую пойти на курсы повышения квалификации. Надо совершенствоваться. Нельзя обучать других, но не развиваться самому. Например, я увлекаюсь математикой. Математика нужна и как прикладная дисциплина, и как отвлечение от моей инженерной науки. Математика формирует инженерный склад ума, который помогает в специальности. К сожалению, это не понимают студенты младших курсов.
Но самое главное совершенствование – самому заниматься наукой!
Это занятие уже давно стало моим любимым хобби.

 

Ознакомиться с оригиналом статьи можно на сайте http://baumanec.bmstu.ru/2018/03/nauka-rabota-i-hobbi